26.08.2016

Обзор железнодорожного рынка РФ в июле-августе 2016 г.

В июле 2016 г. погрузка на сети РЖД составила 104,4 млн т (+1,6% к июлю 2015 г.).июле-августе 2016 г.

Выросли к уровню прошлого года перевозки угля (+1,2%), строительных материалов (+11,5%), лесных грузов (+9,1%) и цветной руды (+5,6%). На уровне прошлого года остались перевозки черных металлов, лома, зерна и кокса. Снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов (-5,2%), железной и марганцевой руды (-1,1%), удобрений (-2,3%) и цемента (-3,2%).

Погрузка в полувагоны в июле выросла почти на 5%.

Грузооборот составил 197,6 млрд т-км (+0,5%), установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет.
Уголь: рост экспорта ограничен портовыми мощностями

В июле погрузка угля на сети РЖД выросла на 1,2% к уровню прошлого года и составила 25,6 млн т, вновь установив рекорд перевозок месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 187,7 млн т угля, что на 3,8% выше уровня 2015 г.

Добыча угля в июле была выше уровня прошлого года на 4,5%, по данным Минэнерго, и на 5,8%, по данным Росстата.

В июле внутренние перевозки к уровню прошлого года сократились на 3%, а экспортные — на 5%.

Экспортный грузопоток продолжает расти на Кипр (+15%), в Японию (+5%), Китай (+15%), а также в Индию, поставки в которую увеличились до рекордных 250 тыс. т.

На мировом рынке отмечается стремительное восстановление цен: с начала мая цена на уголь росла от 20% до 40% в зависимости от сорта. Так на середину августа цена угля в портах Северо-Западной Европы (CIF ARA) достигла 61,1 $/т. Вместе с тем, эксперты отмечают, что даже с учетом выросших цен уголь в 3 раза дешевле ветряной и в 4 раза дешевле солнечной энергии.

Вместе с тем, прогнозируется, что на фоне затишья рынка и снижения мирового производства крупнейший экспортер угля Индонезия не сможет быстро вернуть свою долю рынка из-за долгов ее добывающих компаний.

Значительный потенциал российского угля на экспортных рынках ускорил расширение мощностей по перевалке угля на экспорт на Дальнем Востоке. О планах развивать строительство угольного терминала «Север» мощностью 20 млн т/ год в порту Восточный заявила группа «Сумма». Данный проект оценен в $385 млн, первую очередь на 7 млн т «Сумма» планировала ввести в 2018 г. Кроме того, Управляющая портовая компания выразила готовность в следующем году достроить третью очередь терминала.

Реализация проектов по развитию портов Дальнего Востока позволит российскому экспорту угля по-прежнему расти.
Нефть и нефтепродукты: без надежды на восстановление

В июле погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД сократилась на 5,2% относительно уровня июля прошлого года и составила 20,0 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 136,5 млн т нефтяных грузов, что на 7,8% ниже уровня 2015 г.

Добыча нефти в июле была выше уровня прошлого года на 1,8%, по данным Минэнерго, и на 1,7%, по данным Росстата. При этом первичная переработка нефти снизилась на 3,1%.

Экспорт по-прежнему снижается в Нидерланды (-15%), Южную Корею (в 5 раз), в Турцию (поставки почти прекратились) и Беларусь (-40%). Стоит отметить существенный рост перевозок в Китай (+70%), который произошел из-за увеличения поставок дизельного топлива до рекордного уровня за последние 3 года.

Прогнозируется, что перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге сохранятся на текущем низком уровне из-за неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков, а также ввода в эксплуатацию новых трубопроводных мощностей.
Строительные грузы и цемент: восстановление продолжается преимущественно за счет инфраструктурных проектов

В июле погрузка строительных грузов на сети РЖД выросла на 11,5% к уровню прошлого года и составила 14,6 млн т. В то же время погрузка цемента снизилась на 3,2% до 3,0 млн т. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 83,4 млн т строительных грузов (+19% к 2015 г.) и 15,7 млн т цемента (-5,4%).

В июле перевозки строительных материалов к уровню прошлого года выросли в Тюменскую (+45%), Ленинградскую (в 1,5 раза), Пермскую (+60%), Волгоградскую (+30%) и Омскую области (+35%), а также в Чувашскую республику (в 2 раза) и Краснодарский край (+20%).

Увеличение поставок стройматериалов в Тюменскую область обусловлено строительством нового индустриального парка «Боровский» на площади 27,9 га, которое было начато в апреле этого года. В настоящее время на объекте проделана большая работа по отсыпке территории песком из-за сложных грунтов, проведен газ и свет, подготовлены трассы в щебеночном исполнении для начала строительства производств. Строительство дорог станет следующим этапом. Кроме того, планируется построить еще один парк «Бородинский» площадью в 250 га.

В Чувашской республике идет активное строительство дорог: в этом году по Канашскому району на автомобильные дороги общего пользования местного значения предусмотрено 53,4 млн руб., в том числе на строительство 5 щебеночных автодорог переходного типа.

За период с января по июль в России было введено в строй 37,2 млн м2 жилья, это на 7,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По оценке экспертов, снижение объема ввода жилья в эксплуатацию по России составит около 10%. Однако, есть и другое мнение на рынке, предполагается, что в 2016 г. показатель по вводу жилья по РФ будет либо стабилен, либо сократится, но не более чем на 5%.

Таким образом, основными драйверами роста перевозок строительных материалов по-прежнему остаются инфраструктурные проекты. Восстановление отрасли до докризисного уровня может произойти не ранее 2018-2019 гг., но рост перевозок к уровню 2015 г. наблюдается уже сейчас.
Черные металлы: разнонаправленная динамика внутренних и экспортных перевозок

В июле погрузка черных металлов на сети РЖД осталась на уровне прошлого года и составила 5,8 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 41,4 млн т черных металлов, что на 1,5% ниже уровня 2015 г.

В июле внутренние перевозки сократились на 14%, тогда как экспорт вырос на 16%. Перевозки по-прежнему росли в Италию (поставки не осуществлялись в прошлом году) и Тайвань (на треть). Кроме того, значительно увеличились объемы перевозок черных металлов в Иран и Египет, тогда как поставки в прошлом году были на минимальном уровне.

По данным Росстата, производство стали в июле выросло на 0,9%, чугуна — на 1,5%, вместе с тем выпуск проката черных металлов снизился на 2,9%.

5 августа вступили в силу пошлины Евросоюза на российскую холоднокатаную сталь сроком действия на пять лет. Так для проката ММК размер пошлины составит 18,7%, для продукции «Северстали» — 34%, а для НЛМК и других российских производителей — 36,1%. В Минэкономразвития сообщили о намерении оспорить пошлины ЕС в суде ВТО, так как антидемпинговое расследование ЕС в отношении холоднокатаного проката было проведено с нарушением норм ВТО.

Таможенная служба Тайваня ввела предварительные пошлины для импорта горячекатаного листового проката из Украины, Бразилии, Китая, Индии, Индонезии и Южной Кореи. Пошлины установлены в диапазоне от 8,7% до 80,5% и действуют 4 месяца, начиная с 22 августа. На этом фоне вероятен дальнейший рост поставок металлопродукции российских производителей в Тайвань.

В августе власти Индии установили антидемпинговые пошлины на плоский прокат горячекатаной стали из Китая, Японии, Южной Кореи, России, Бразилии и Индонезии сроком действия до февраля 2017 г. Однако такая мера не повлияет на российский экспорт черных металлов, так как текущие объемы поставок в Индию находятся на низком уровне.

Вместе с тем в РФ планируется увеличение производственных мощностей. Так, ООО «Тулачермет-Сталь» реализует инвестиционный проект по строительству нового литейно-прокатного комплекса. Это позволит выпускать стальной прокат в объеме 1,5 млн т в год и сделает предприятие металлургическим комбинатом полного цикла.

Дальнейший рост перевозок черных металлов из России затруднен из-за действующих и планируемых ограничительных мер со стороны ЕС и других стран, несмотря на рост мировых цен на сталь.
Железная и марганцевая руда: впервые в истории могут появиться пошлины на руду

В июле погрузка руды на сети РЖД снизилась на 1,1% относительно уровня прошлого года и составила 9,0 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 63,9 млн т руды, что на 1,4% выше уровня 2015 г.

По данным Росстата, добыча руды в июле сократилась на 9,2%. Всего с начала года было добыто на 0,9% руды больше, чем в прошлом году.

Снижение экспорта произошло в Турцию (-85%) и на Украину (на две трети). Перевозки растут в Италию (поставки не осуществлялись в прошлом году), Финляндию (в 3 раза) и Словакию (в 1,5 раза).

В Австралии рассматривается возможность ввода дополнительного налога на добычу руды размером 5 $/т. Крупнейшие австралийские горнодобывающие компании Rio Tinto и BHP Billiton уже выступили против его введения. По оценке компаний, новый налог ведет к потере текущей доли на мировом рынке.

Одновременно с этим, Китайская ассоциация железорудных компаний Metallurgical Miners' Association of China, объединяющая более 20 национальных производителей ЖРС, намерена обратиться в Министерство торговли КНР с жалобой на демпинг со стороны конкурентов из Австралии и Бразилии. Если данное предложение будет принято, этот процесс может стать первым в мире антидемпинговым расследованием, объектом которого является железорудное сырье.

В случае принятия вышеуказанных мер ситуация на мировом рынке может стать более благоприятной для российского экспорта, что поспособствует его росту.
Зерно и продукты перемола: рекордный урожай может привести к отмене экспортных пошлин

В июле погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД осталась на уровне прошлого года и составила 1,1 млн т. В перевозках зерна продолжается низкий сезон в преддверии нового урожая. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 9,5 млн т зерна, что на 6,9% выше уровня 2015 г.

В июле внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 10%, а экспортные — упали на 11%. Перевозки снизились в Йемен (поставки почти прекратились) и Саудовскую Аравию (на две трети). Экспорт в Египет возобновился и вырос к уровню прошлого года почти в два раза.

Основная причина снижения экспорта — низкие мировые цены на зерно. На 23 августа, стоимость пшеницы, по данным «Русагротранса», составляет $173 за тонну, а годом ранее — $185. На низком уровне держатся и закупочные цены: 9 300 руб./т. В связи с этим производители придерживают зерно в ожидании роста цен.

По новому прогнозу Минсельхоза США, в сельскохозяйственном сезоне 2016/17 г. Россия может стать самым крупным в мире экспортером пшеницы, впервые опередив не только каждую из стран по отдельности, но и весь Евросоюз. Аналитики министерства повысили прогноз урожая пшеницы в России сразу на 7 млн т (по сравнению с прогнозом ранее) до 72 млн, а прогноз ее экспорта увеличили на 4,5 млн т до рекордных 30 млн т.

По оценке Российского зернового союза, в этом году в России ожидается рекордный урожай зерновых — 114–118 млн т, в том числе 69,5 млн т пшеницы. Вместе с тем, отметил президент Российского зернового союза, в этом году качество зерна ниже, чем в 2015 г., но в итоге производители смогут выйти на привычный объем качественного зерна, поскольку объем урожая рекорден.

В прошлом году правительство РФ пыталось сдерживать экспорт и ввело пошлину на вывоз пшеницы. Сейчас экспортная пошлина рассчитывается как 50% таможенной стоимости партии минус 6 500 руб., но не менее 10 руб./т. Экспорт, несмотря на пошлину, все равно вырос, что позволило Минсельхозу сделать вывод, что пошлина не влияет на рынок, и ее следует обнулить. Предложение уже было поддержано в Минэкономразвития.

Таким образом, в среднесрочной перспективе ожидается рост экспорта российской пшеницы в связи с рекордным урожаем и возможной отменой экспортной пошлины на зерно.
Химические и минеральные удобрения: перевозки достигли своего максимума

В июле погрузка удобрений на сети РЖД снизилась к прошлогоднему рекордному уровню на 2,3% и составила 4,3 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 30,6 млн т удобрений, что на 2,7% выше уровня 2015 г.

В июле внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 3%, в то время как экспорт снизился на 6%. При этом почти вдвое увеличился импорт удобрений в РФ, преимущественно из Казахстана и Эстонии.

Падение экспорта обусловлено 20%-ым падением экспорта в Китай и двухкратным — в Сирию. Поставки удобрений из России продолжают расти в Бразилию (на четверть) и Литву (на треть), а в Беларусь и Индию поставки выросли 4 раза. Экспорт удобрений на Украину находится на рекордно высоком уровне за последние 3 года.

США с 20 августа отменили антидемпинговые пошлины на аммиачную селитру и карбамид, это касается в первую очередь продукции «Уралхима». На продуктовую линейку других крупных российских производителей удобрений — «Акрон» и «Еврохим» — пошлины отменены с ноября 2014 г. на условиях ежегодной проверки на предмет отсутствия демпинга на американском рынке. Кроме того, по предварительным данным, Минторг США обнулил пошлину и для предприятия «Фосагро-Череповец», но окончательное решение будет объявлено только в течение трех месяцев. Пошлина на карбамид в размере 64,93% действует уже почти 30 лет, еще со времен СССР, так что ее отмена может стать знаковым событием.

На Украине рассматривается вопрос ввода пошлин на карбамид и КАС (карбамидно-аммиачную смесь), а также увеличения существующих пошлин на аммиачную селитру. На сегодня остановлены четыре из шести украинских предприятий, в том числе и из-за того, что российские импортеры демпингуют на украинском рынке. В результате украинский рынок удобрений монополизирован одним предприятием, а единственная альтернатива — российские удобрения, но власти Украины не хотят настолько зависеть от внешних поставщиков. Поэтому в Министерстве аграрной политики Украины ищут им замену, тогда как стоимость продукции местных производителей слишком высокая для внутреннего рынка. Разница в цене обусловлена неравными ресурсными условиями: в июле российские производители приобретали газ по 70-80$ за тыс. кубов, а украинские предприятия — по 254,9 $ без НДС, с затратами на транспортировку.

Существенный экспортный потенциал российских удобрений может быть снижен за счет ввода пошлин Украиной, что, впрочем, может быть компенсировано ростом поставок в США. В среднесрочной перспективе перевозки минеральных удобрений могут сохраниться на текущем высоком уровне за счет стабильного спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также могут вырасти по мере ввода новых мощностей.
Продолжается рост ставок по мере балансировки парка

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».

В июле 2016 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 2 598 ед., что на 3,8% ниже июля 2015 г. и соответствует уровню июня 2016 г.

Реализация в сегменте типовых вагонов на тележках 18-100 и ее аналогах к июлю 2015 г. снизилась на 50%, в то время как в сегменте вагонов нового поколения выросла на 50%.

Эффективность эксплуатации (средний грузооборот груженого вагона в месяц) инновационных вагонов ОВК в июле составила 504 тыс. т-км, что на +111% выше эффективности типовых вагонов.

Списание за июль снизилось к предыдущему месяцу до 5,7 тыс. вагонов (из них 3,0 тыс. ед.— это полувагоны). Следует отметить, что более 3 тыс. вагонов с истекшим сроком службы были отправлены в неисправный парк и будут списаны в ближайшее время. В результате неисправный парк на начало августа вырос до 99,4 тыс. ед. Суммарное списание за 7 месяцев 2016 г. составило 72,2 тыс. вагонов (в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период 2015 г.)

Коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав на сети РЖД по-прежнему ниже 1 млн вагонов (994 тыс. ед.). Реальный профицит парка составил 83,4 тыс. ед. (из них полувагонов всего 5,0 тыс. ед.). Снижение предложения на рынке полувагонов вызвало рост ставок на них. Так, в августе полувагон на типовой тележке предоставляли в аренду по ставке до 700-750 руб./сутки.

До июля 2016 г. снижение активного парка происходило за счет увеличения эффективности эксплуатации полувагонов, однако с началом подготовки к отопительному сезону эти резервы будут исчерпаны. В июле простой полувагонов между отправками находился на минимальном уровне за последние 3 года.

В конце июля на Кузбассе был зарегистрирован абсолютный минимум дислоцированных полувагонов – 50 тыс. ед. (вместо обычных 60-65 тыс. ед.). Основная часть вагонов уже была погружена и отправлена в направлении дальневосточных и северо-западных портов. В течение следующих 20 дней они прибывали в порты Находки и Ванино, после чего в течение того же срока вагоны будут возвращаться на Кузбасс. В результате на Кузбассе в ближайшее время может возникнуть дефицит полувагонов.

Улучшение конъюнктуры рынка полувагонов уже отразилось на вагоностроительных заводах. По словам представителя «Уралвагонзавода», впервые за 2 года предприятие заработает на полную мощность. Все сотрудники УВЗ, находившиеся в вынужденных отпусках, в августе вышли на работу из-за появления заказов на железнодорожную продукцию УВЗ.